Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

добужинский мстислав валерианович

Энциклопедический словарь

Добужи́нский Мстислав Валерианович (1875-1957), российский график, живописец и театральный художник. Член «Мира искусства». С 1925 жил в Литве, с 1939 - в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера сочетается с чертами трагического гротеска.

* * *

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович - ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович [2 (14) августа 1875, Новгород - 20 ноября 1957, Нью-Йорк], русский график и театральный художник.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-1887), а также в Мюнхене в школе А. Ажбе (см. АЖБЕ Антон) и у Ш. Холлоши (см. ХОЛЛОШИ Шимон) . Испытал влияние югендстиля (см. ЮГЕНДСТИЛЬ), а также художников А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) и К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич) (1902-1905). Член «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). Оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)), «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)) .

В дореволюционный период работал преимущественно в области станковой и книжной графики, писал исторические картины («Петр Великий в Голландии», эскиз, 1910, Третьяковская галерея), оформлял театральные постановки («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому; обе в Московском Художественном театре; и др.) и антрепризы С. П. Дягилева (с 1914). В 1905 сотрудничал с журналом «Жупел», где были опубликованы его обличающие самодержавие рисунки («Октябрьская идиллия», «Умиротворение»). В творчестве Добужинского особое место занимает тема современного индустриального города, приобретающего в его произведениях фантастически-одушевленный облик («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905; «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905-1906; оба в Третьяковской галерее).

Книжная графика Добужинского (иллюстрации к «Свинопасу» Андерсена, издание 1922; «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923; «Трем толстякам» Олеши, издание 1928) оказала значительное влияние на развитие этого вида искусства в России. В книжной и станковой графике, карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера художника сочетается с чертами трагического гротеска.

Преподавал в частных художественных школах Петербурга, с 1922 - в Академии художеств, состоял членом-директором Мариинского театра. С 1925 жил в Литве, с 1939 - в Великобритании, Франции и США, где занимался в основном оформлением театральных спектаклей (всего более ста, в том числе «Ревизор» Н. В. Гоголя).

Большой энциклопедический словарь

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) - российский график и театральный художник. Член "Мира искусства". С 1925 жил в Литве, с 1939 - в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера сочетается с чертами трагического гротеска.

Полезные сервисы